Фильтров существует множество, сегодня разберем 3 самых популярных и часто используемых: ND-8, UV и CPL.
Я, как и многие, начинал с мысли: «Зачем эти стекляшки, если можно всё поправить в Lightroom?» — пока не попробовал снять водопад без ND-фильтра. Вместо шелковистых струй получилось белое месиво, а поляризатор открыл мне мир без бликов на воде. Теперь эти три фильтра всегда в моей сумке, но не всегда на объективе. Давайте разберёмся почему.
UV-фильтр
Наверное, это самый популярный фильтр и далеко не все пользователи фотоаппаратов знают, что пользуются им. Когда-то давно, году в 2011 моя подруга взяла у своей знакомой canon 450D с объективом, который стоил раза в два дороже, чем этот простенький аппарат. Она не была фотографом и даже не планировала им становиться, просто взяла с собой его на море и просто разбила внешнюю линзу объектива об камень. Конечно, она долго переживала, потому что только приблизительно представляла сколько все это стоит и во сколько выльется ремонт. И ее ждал приятный сюрприз в сервисе, где приемщик просто открутил UV-фильтр и сообщил, что с объективом все в порядке!
Так вот, зачастую UV-фильтр используется просто как защитное стекло для основной линзы, особенно это актуально в путешествиях, когда всегда есть шанс словить брызги, песок, камешки и тд. В теории, этот фильтр уменьшает ультрафиолетовую дымку, но для современных цифровых камер это почти неактуально, поскольку их матрицы уже защищены встроенным UV-фильтром. Из недостатков можно отметить, что дешевые UV-фильтры могут ухудшать резкость изображения и добавлять блики при контровом свете, поэтому лучше их снимать при съемке в студии. И лучше брать более дорогие модели UV-фильтров с многослойным просветлением.
CPL (поляризационный фильтр)
Это один из самых полезных фильтров в фотографии. Он управляет отражениями и поляризованным светом, что позволяет улучшить снимки, особенно пейзажные и предметные. Иногда, картинка с этим фильтром получается даже лучше той, что снята без фильтра и знатно обработана в редакторе. Интересная особенность этого фильтра в том, что он состоит из двух стекол, одно из которых вращается для того, чтобы вручную настроить степень поляризации, что на практике позволяет, например, в пейзажной съемке регулировать количество бликов на воде или затемненность неба.
Основные функции CPL-фильтра:
1. Уменьшение бликов и отражений
- Убирает блики с воды, стекла, мокрых поверхностей, листьев и других неметаллических объектов.
- Позволяет «заглянуть» под поверхность воды (например, видеть камни на дне реки).
- Уменьшает отражения на витринах и окнах.
2. Усиление цветов и контраста
- Делает небо более глубоким и синим, увеличивает контраст с облаками.
- Усиливает насыщенность зелени, осенней листвы и других цветов.
- Снижает дымку в пейзажах (особенно в горах и у водоёмов).
3. Замена ND-фильтра в некоторых случаях
- CPL затемняет изображение примерно на 1-2 ступени экспозиции, что может помочь при съёмке с длинной выдержкой.
Ограничения CPL-фильтра:
❌ Не убирает отражения от металла (только от диэлектриков: вода, стекло, пластик).
❌ Затемняет кадр, что может потребовать увеличения ISO или выдержки.
❌ Может создавать неравномерное затемнение неба на сверхширокоугольных объективах.
ND-8 фильтр (нейтральный серый)
Если CPL-фильтр — это художник, работающий с цветом и отражениями, то ND-8 (Neutral Density filter с плотностью 8) — настоящий волшебник времени. Наверняка все видели эти классные кадры с водопадами, где вода не замирает в полете из-за слишком короткой выдержки при дневном свете, а растягивается в шелковистую струю на длинной выдержке и при этом на фотографии отсутствуют пересветы. Так вот, этот фильтр нужен для уменьшения количества света, попадающего на матрицу или плёнку камеры, без изменения цветопередачи. А цифра 8 в данном случае означает, что свет ослаблен в 8 раз (что соответствует 3 ступеням экспозиции).
Основные применения ND8-фильтра:
1. Размытие движения (motion blur) — позволяет снимать с длинной выдержкой даже при ярком свете, создавая эффект размытия:
- плавные водопады и реки;
- «шёлковые» облака;
- следы от фар ночью.
2. Съёмка с открытой диафрагмой при ярком свете — если вы хотите использовать f/1.4–f/2.8 для красивого боке, но света слишком много, ND8 поможет избежать пересветов.
3. Видеосъёмка с кинематографическими настройками — для соблюдения правила 180° (выдержка = 1/(2x кадровой частоты), например, при 24 кадрах в секунду выдержка должна быть 1/50, но без ND8 кадр может быть пересвечен.
Какие еще бывают фильтры?
- Градиентные (GND) — затемняют часть кадра (например, небо). Для пейзажей.
- Инфракрасные (IR) — для съёмки в ИК-диапазоне (необычные пейзажи).
- Макрофильтры — дешёвая альтернатива макролинзам.
- Софт-фильтры — для мягкого свечения в портретах (сейчас чаще заменяют ретушью).
Вывод
На данный момент, мой набор фильтров выглядит так:
UV-фильтр — только для защиты объектива;
CPL — для предметки, пейзажей и интерьеров со стеклом;
ND-8 — для съемки воды и творческих экспериментов.
А какие фильтры используете вы? Делитесь в комментариях — возможно, ваш опыт поможет другим читателям!
Как меняется изображение с разным углом поворота CPL-фильтра, обратите внимание на блики на вазе.
Сравнение съемки с фильтрами при одинаковых настройках камеры.
1. ND-8, 2. UV, 3.CPL, 4. ND-8, 5. UV, 6.CPL, 7. ND-8, 8. UV, 9.CPL